Вода имеет огромное значение в жизни человека. Вода может восприниматься как кладезь достоинств, так и наоборот, — стихия способная разрушать, наносить огромный вред хозяйствованию человека. Вода издревле завораживала и притягивала человека, давая ему пропитание и защиту. Практически все поселения древних людей строились у берегов водоемов рек, озер, морей, а с течением времени стало понятно, что при определенных условиях вода дает возможность быстрого перемещения в пространстве, не только самих людей, но и грузов. Сооружая различные конструкции люди учились перемещаться по воде.
На сегодняшний день разработано огромное количество плавательных средств начиная с плота и заканчивая океанским лайнером. Обособленной категорией стоят надувные лодки – наиболее доступные и надежные плавательные средства, которые стоит причислить к отдельному классу судов.
Предлагаем вашему вниманию классификацию надувных лодок составленную на основе характеристик относящимся к большинству существующих моделей:
По назначению надувные лодки можно разделить на любительские
и лодки специального назначения
Рассматривая конструктивные особенности отметим следующее:
плоскодонные — самые простые и дешевые надувные лодки, эта конструкция позволяет достичь как минимальной массы, так и минимальных габаритных размеров в сложенном виде.
с надувным килем — данный вид лодок дает ряд эксплуатационных преимуществ, а именно — эти лодки менее подвержены тряске, имеют большую курсовую устойчивость ну и за счет того, что киль разрезает находящую волну существенно снижается рыскание. К недостатку можно отнести увеличившуюся массу и габариты в собранном виде.
оба перечисленные вида лодок могут быть оснащены жестким полом — пайолом.
с надувным жестким днищем — любая конструкторская мысль есть компромисс, улучшая одну характеристику, мы неизбежно ухудшаем другую. Так и в данном случае полностью надувная лодка имеет меньший вес, ее можно использовать на меньших глубинах, благодаря своим конструктивным особенностям, способна защитить транец от ударов о каменистое дно. К сожалению такие лодки менее удобны для транспортировки, если в конструкции с пайолом можно собранную лодку разделить на отдельные грузовые места, то лодки с надувным днищем представляют собой единую конструкцию и соответственно для ее перемещения зачастую потребуется уже два человека. Управляемость таких лодок несколько хуже чем у лодок с надувным килем, и в случаях когда лодка используется с навесным мотором происходит сильное смещение центра тяжести к корме, на это так же следует обратить особое внимание.
с жестким корпусом и надувными баллонами — по сути это уже полноценный катер, которому надувные баллоны придают дополнительную устойчивость.
в заключении хотелось бы отметить материалы, используемые для изготавливания надувных лодок:
- Прорезиненная ткань — основной материал для изготовления надувных лодок в Советском Союзе, используется до сих пор, в основном для изготовления гребневых лодок. Практически единственное достоинство материала, это его низкая стоимость, при этом он обладает низкой прочностью, подвержен гниению, требует особого ухода. Благодаря этому материалу в нашей стране надувные лодки имеют еще одно название — резиновые лодки.
- Неармированный ПВХ — материал так же широко распространен, лодки из такого материала обладают незначительным весом, практически не гниют, при этом стоимость таких лодок попадает в бюджетные рамки. К недостаткам материала стоит отнести его невысокую прочность, боится как высоких так и низких температур.
- Армированный ПВХ — многослойный синтетический материал в основе которого лежит тканое полотно. При создании такого материала в поливинилхлорид добавляют полиуретан для повышения пластичности, а в сочетании с применением тканого полотна существенно повышаются эксплуатационные характеристики материала.
- Хипалон и неопрен — относительно новые материалы имеющие хорошую перспективу. Лодки изготовленные с использованием этих материалов долговечны но дороги, к тому же они обладают низкой ремнтопригодностью.
- Полиуретан — способ изготовления материала очень схож с армированным ПВХ, так же используется тканое полотно обе стороны которого покрыты полиуретаном, пористым пластичным материалом. Лодки из такого материала получаются прочными, способными выдерживать экстремальные условия.
На этом мы закончим наше повествование, в следующих материалах мы рассмотрим оставшиеся параметры надувных лодок.